Ремонт ЭБУ своими руками. Замена процессора ST10.
Так получилось однажды и вдруг заблокировался коварный Автел М73. Что называется — лег, превратился в кирпич и так далее…
Блок перестал выходить на связь. Попытки восстановления и перепрограммирования с помощью вкладки Комбилодер для закрытых Автел М73А тоже не принесли успеха. И блок был брошен в ящик на запчасти.
Но прошло время — и я стал владельцем паяльной станции. Сначала опробовал ее на микросхемах Eeprom из панелей приборов, на мелких элементах из блоков управления — но захотелось большего. Так сказать — испытать свои силы в искусстве пайки на другом уровне.
И объектом для самоутверждения в качестве продвинутого паяльщика был выбран процессор ST10. Уровень сложности — максимальный для блоков управления отечественных машин.
Процессор имеет 144 ноги с малым шагом. Ну чем не хорошее учебное пособие?
Задача — поменять процессор в блоке управления!
Из ящика были извлечены донор и реципиент. В качестве донора пошел блок управления от Калины, залитый тосолом и сгоревший с дымом и шипением.
Ну а реципиентом стал тот самый заблокированный Автел М73. Ему было нечего терять — и я приступил к делу.
Сначала потренировался в демонтаже процессора на доноре. С помощью насадки 21*21 феном аккуратненько сдул процессор с платы. Температуру фена выставил 400 градусов, напор сделал максимальный. На это потребовалось примерно 30 секунд.
Процессор сдвинул с места цыганской иголкой. Не обошлось без коллизии — процессор утащил за собой один конденсатор. Мелочь — но считаю это нечистой работой.
Воодушевленный успехом, аналогичным образом сдул процессор с пациента. Там все прошло гладко и хорошо.
После демонтажа процессора, смазал жидким флюсом ( на самом деле — просто спиртоканифолью) контактные площадки и прошел по ним паяльником с целью выровнять припой. Теперь все готово к установке процессора.
Процессор с донора освободил от какой-то бумажной этикетки и тщательно протер поверхность спиртом. К чистой поверхности отлично присосалась ручка-присоска. С ее помощью я попытался позиционировать процессор на плате.
Но через пару минут мучений я взял процессор пальцами — и быстренько его установил на площадки, прихватив угловые ножки паяльником.
Убедившись при помощи лупы в правильности позиции процессора на плате — еще раз нанес спиртоканифоль и пропаял каждую ножку процессора паяльником. Температура паяльника — 310 градусов.
После пропайки ножек прошел процессор по кругу феном. Насадка — маленькая трубка, температура воздуха 370 градусов, поток максимальный.
Тут нужно глядеть в оба, быть очень метким и чтобы руки не тряслись — поток может сдуть мелочевку типа конденсаторов и резисторов.
После пайки феном был проведен осмотр сквозь сильное увеличительное стекло на предмет не пропаянных ножек и «соплей» между ними. Ни тех, ни других не оказалось с первого раза. Не зря говорят : «Поспешишь — людей насмешишь!». В моем случае я не спешил, ржать особо было некому — зато переделывать не пришлось.
Теперь наступило время испытаний. Блок управления с замененным процессором был подключен к Комбилодеру через вкладку для открытых М73.
Для начала была записана eeprom. ЭБУ вышел на связь — память записана! Это очень хороший знак — практически победа.
Теперь надо залить память Flash. Выбрал прошивку I317DA03. Комбилодер связался с ЭБУ и ругнулся, что неправильная прошивка… Видимо донор был при жизни Автелом…
Ладно, тогда выберем A317DA03…. Связь установлена… Пошла запись…
Запись прошла успешно. Проверяю блок управления в режиме диагностики. Все ОК. На связь выходит, идентификаторы показывает правильно.
Это не может не радовать. Экзамен на паяльщика процессора ST10 сдан.
Блок управления «из мусорки» поменял статус и отправился на полку в ожидании подходящей машины для проверки в реальных рабочих условиях.
Думаю — он еще послужит! И не он один — на полке скопилась очередь после экспериментов с паяльной станцией)))