Катализатор и адсорбер

Катализатор и адсорбер — нужно или нет

Катализатор и адсорбер

Очень частый вопрос — нужно ли удалять катализатор и(или) адсорбер и нужно ли после этого перепрограммировать мозги.

Почему многие автосервисы рекомендуют клиентам немедленно выбить катализатор — дескать, машина лучше поедет? Да потому, что выбитые из катализатора керамические соты содержат платину и палладий, и сервисы сдают их приемщикам по 400-600 рублей за килограмм. Вот и получается — наварились и на вас, и на драгметалле.

Только хочется спросить — а зачем вообще нужно удалять катализатор? Если он исправен — пусть остается! Машина не поедет лучше, если вы выбьете исправный катализатор. Скорее, даже наоборот — будет только хуже — расход топлива может увеличится из-за нарушения настройки системы выпуска (если просто выбили соты катализатора, а не поставили специальную вставку).

Есть вариант, когда прошивают мозги под крутой спорт. Вот тогда катализатор лучше заменить на вставку, особенно если в новой прошивке отключена диагностика пропусков зажигания. В мощностном режиме или при появлении пропусков зажигания ( например, свечи слегка испортились) недогоревший в цилиндре бензин начинает поступать в катализатор и догорать в нем. Это может привести к перегреву катализатора (накаляется докрасна) и возможному пожару на борту.

Если машина не тянет, проблема скорее всего не в катализаторе. В наше время достаточно хороший бензин и умные блоки управления — все это надежно защищает катализаторы от выхода из строя. Хотя периодически, довольно редко, встречаются забитые катализаторы. Неисправность проявляется так — машина не хочет набирать обороты больше 2-3 тысяч или при разгоне ее как-будто за задок держат. Проверить в этом случае катализатор на забитость можно следующим образом: вывинтить лямбда-зонд и прокатиться без него, только  осторожно и не долго — через свободное отверстие раскаленные выхлопные газы будут бить в проводку, грудину, капот… Если резвость у машины появилась — значит пора менять катализатор. А если тупит по-прежнему — ищите другую причину.

Насчет перепрограммирования: для систем Евро2 не надо ничего программировать. В системах Евро2 катализатор никак на связан с блоком управления и является совершенно независимымой механической частью системы, никак не контролируемой. В катализаторе догорают несгоревшие пары бензина (компоненты CH в выхлопных газах), а адсорбер ни что иное, как угольный фильтр системы вентиляции бензобака. Но в случае отключения клапана адсорбера от разъема проводки ЭБУ будет загораться соответствующая ошибка.
В системах Евро3 ( все автомобили с 2008 года) просто так катализатор не уберешь. Если не перепрограммировать блок упраления под нормы Евро2 или не удалить из комплектации второй лямбда-зонд — будет загораться ошибка p0422 «Низкая эффективность катализатора».

Насчет адсорбера: адсорбер может или засориться, как это делает любой фильтр, или может отказать клапан адсорбера. При засорении адсорбера вентиляция бензобака прекращается, и при открывании крышки бака будет слышаться шипение. Отсутствие вентиляции может привести к созданию внутри бака сильного вакуума , что в свою очередь может привести к смятию бака или даже к падению давления топлива (был такой случай, когда клиент выкинул адсорбер и намертво заглушил ОБА шланга). И не слушайте механиков, которые про адсорбер говорят: — А, это Евро-2(3,4..), он совершенно не нужен, выбрасывай! Вы спросите у них, зачем на машине адсорбер — они не смогут ответить внятно, потому что не знают.

Доводы в пользу катализатора и адсорбера.
Во-первых — берегите природу в меру своих возможностей. Вы сами дышите воздухом, и ваши дети им дышат. Сделайте все, что зависит лично от ВАС, чтобы воздух стал чище. И не кивайте на других, дескать вон Камаз дымит гораздо больше меня — это проблема его совести и никак не оправдывает лично вас.
Во-вторых — по новому ГОСТу любой гаишник может отправить вас на штрафстоянку за изменение конструкции и езду на автомобиле, эксплуатация которого запрещена. Про техосмотр я не говорю — своими силами не пройдете — но это ерунда, все равно никто его официально не проходит… И в зеленую зону Черного моря вас не пустят — даже если снаружи останется корпус катализатора без внутренностей — контроль токсичности можете не пройти.

Будьте здоровы. И берегите природу!